![](/bitrix/templates/chinaworld/images/gonkong.jpg)
Гонконг
![](/bitrix/templates/chinaworld/images/japan.jpg)
Япония
![](/bitrix/templates/chinaworld/images/korea.jpg)
Корея
![](/bitrix/templates/chinaworld/images/india.jpg)
Индия
![](/bitrix/templates/chinaworld/images/mongolia.jpg)
Монголия
![](/bitrix/templates/chinaworld/images/kambo.jpg)
Камбоджа
![](/bitrix/templates/chinaworld/images/vietnam.jpg)
Вьетнам
![](/bitrix/templates/chinaworld/images/taiwan.jpg)
Тайвань
![](/bitrix/templates/chinaworld/images/mianma.jpg)
Бирма
![](/bitrix/templates/chinaworld/images/pur.jpg)
Сингапур
![](/bitrix/templates/chinaworld/images/fill.jpg)
Филлипины
![](/bitrix/templates/chinaworld/images/malay.jpg)
Малайзия
Макао
![](/bitrix/templates/chinaworld/images/ico_news.gif)
Дворец Потала
Версия для печати![]() |
Красная гора Хуншань простирается на северо-западе города Лхаса, на ней возвышается великолепный дворец Потала. В сердцах тибетских буддистов Хуншань неотделима от горы Путошань, по преданию, места жизни Бодисатвы Гуаньинь. |
Согласно преданию, дворец Потала возвел в 7 веке туфаньскй царь Сронцзангамбо для своей будущей жены – танской принцессы Вэньчэн. Раскинувшийся по склону горы Хуншань, с ее подножия до вершины, он объединяет 1000 построек тибетской архитектуры.
После падения Туфаньской династии от военных нашествий большинство залов дворца было разрушено, их реконструкция началась в 1645 году, когда цинское правительство утвердило далай-ламу Пятого правителем Тибета. Его преемники не прекращали работ по расширению дворца Потала, и вот каким он предстает в наши дни. Дворец Потала делится на две части – Почжангабо и Почжанмабо. Почжангабо на востоке служит резиденцией далай-лам, Почжанмабо в центре вмещает буддийские залы и погребальные пагоды-ступы. В белых домах на западе живут монахи и слуги. Перед Почжанмабо разбито место для представления изображения Будды в праздничные дни.
Главное здание дворца Потала имеет 13 этажей. Дворец Потала – священное место тибетского буддизма, каждый год его посещает великое множество паломников и туристов. Поднятие на Поталу обычно начинается с пробельной стелы у подножия горы, по извилистой каменной дорожке можно дойти до восточных ворот с изображением четырех алоханей и через 4-метровую дворцовую стену попасть в великолепный павильон. На середине горы взорам открывается грандиозная терраса площадью 1600 кв. м., где далай-лама обращался к верующим.
Отсюда по коридору поднимаешься в самый большой в Почжангабо павильон Цоцинься. По историческим записям, с 1653 года, когда цинский император Шуньчжи золотыми грамотой и печатью пожаловал далай-ламу Пятого и центральное правительство утвердило его возведение в ранг святых, здесь проводятся торжественные религиозные церемонии. Главное сооружение части Почжанмабо образуют 8 усыпальниц – погребальных пагод-ступ. Самой крупной и самой роскошной является погребальная пагода далай-ламы Пятого. Она покрыта листовым золотом, на что его был израсходован 3721 килограмм, и инкрустирована драгоценными камнями.
В самом крупном павильоне Почжанмабо представлены мемориальная доска с надписью цинского императора Цяньлуна и великолепные занавески, подаренные цинским императором Канси. По преданию, чтобы изготовить эти занавески, император Канси велел построить специальную мастерскую, на их тканье пошел целый год. Отсюда через галерею можно попасть в самую древнюю часть дворца – павильон Сногял, где хранятся скульптуры царя Сронцзангамбо, принцессы Вэньчэн и сановников. В самом высоком павильоне Сасронланцзе приносили жертвы изображению и поминальным табличкам цинского императора Цяньлуна. После кончины далай-ламы Пятого по новогодним дням по тибетскому календарю здесь совершали жертвоприношения его преемники. Гранитные стены, золотые крыши, изящные карнизы с их позолоченными украшениями делают дворец Потала неописуемо великолепным и величественным.
Цветные настенные росписи в нем изображают Будд и лоханей, правдиво воспроизводят жизнь и деятельность далай-ламы Пятого, торжественное вступление танской принцессы Вэньчэн в Тибет, отражают развитие тибетского буддизма, древнюю тибетскую культуру. Древний архитектурный ансамбль дворец Потала – это плод ума и таланта народа, свидетельство культурных связей между тибетцами и ханьцами и нерушимый символ Тибета.