ТУРЫ В КИТАЙ: 8(495)798-07-12 WhatsApp: 8(903)798-07-12 ВИЗЫ В КИТАЙ: 8(495)728-21-24 WhatsApp: 8(903)728-21-24
ТУРЫ В КИТАЙ: 8(495)798-07-12 WhatsApp: 8(903)798-07-12 ВИЗЫ В КИТАЙ: 8(495)728-21-24 WhatsApp: 8(903)728-21-24









НОВОСТНАЯ ЛЕНТА

Новый туристический проект, связавший  Гонконг, Чжухай  и Макао, представили в ходе прошедшей в Гонконге Первой международной туристической конференции

В китайском зоопарке посетители могут общаться с животными в виртуальной реальности

Китайский миллионер убирает улицы в качестве хобби

WeChat — самый популярный мессенджер в Китае — скоро заменит удостоверение личности.

На основании данных 2015 года, полученных от приложения Didi Kuaidi (Китайская программа по вызову такси), был составлен рейтинг китайских городов, где наиболее трудно вызвать такси.

Несколько нестандартных направлений для путешествующих по Китаю

Транзит через Китай без визы: 72 часа для осмотра Пекина или Шанхая

Такая огромная и разная страна Китай

Сычуань - природные красоты и история одной из известнейших провинций южного Китая


    


Дуцзянъяньские дамбы и горы Цинчэншань

Версия для печати
В 256 г. до н. э. правитель Циньского царства по имени Чжао-ван назначил Ли Бина наместником в Западной Сычуани. Столь непримечательное событие затерялось, конечно, в могучем потоке времени.

И тем не менее оно само собой привело к созданию уникального гидромелиоративного комплекса, который живет и здравствует вот уже более двух тысяч лет. С рождением комплекса одна из затопляемых равнин на карте Китая превратилась в плодородный «земной рай».

И этим чудо-комплексом являются Дуцзянъяньские дамбы, расположенные на Чэндуской равнине в провинции Сычуань. Во времена Ли Бина Чэндуская равнина постоянно страдала от наводнений и засух. Миньцзян, второй крупный приток Янцзы, который возле Гуаньсяня (ныне г. Дуцзянъянь) вырывается из объятий Минынаньских гор, летом и осенью постоянно вздувался, сносил береговые дамбы и затоплял прибрежные земли. А огромные скопления песка и ила, занесенные сюда из верховьев, поднимали речное ложе и тем самым усугубляли бедствие. Мало того, горы Юйлэйшань, опоясывая г. Гуаньсянь с юго-запада, не давали речному току хода на восток, и часто получалось так, что в восточной части местности случалась засуха, а в западной - наводнение. Прибывший сюда Ли Бин немедленно занялся обузданием реки. Действуя по своему весьма оригинальному замыслу, он вместе с сыном и народом возвел примитивными орудиями Дуцзянъяньские дамбы, которые разводят речную воду без запруд. И на смену бесновавшимся паводкам пришли оросительные воды и пути для речных перевозок.

Для покорения реки Ли Бин не стал строить плотину, чтобы преградить ей путь. Вместо этого он с полным учетом нрава Миньцзян стал регулировать ее поведение. В середине реки по течению выросла водораздельная дамба. Похожая на огромную рыбину, она головной своей частью разделила реку на две части. Западная стала называться Вайцзян, то есть Внешней рекой. Как главное течение Миньцзян, она стала использоваться главным образом для сброса паводка. Восточная же, протекающая у подножья гор, получила название Нэйцзян, то есть Внутренней реки. Она как искусственный водоподводящий канал используется преимущественно для орошения.

Водораздельная дамба в самой передней части называется «Юйцзуй», что по-русски «Рыбья губа». Искусно используя рельеф местности и здешнюю сезонную ситуацию, «Рыбья губа» регулирует количество речной воды в определенной пропорции. Весной, когда Миньцзян мелеет, а орошаемый район занят весенней пахотой и ему требуется орошение, главное ее течение вводится непосредственно во Внутреннюю реку, и тогда количество воды в последней составляет около 60 процентов, а во Внешней около 40 всей воды Миньцзян. С наступлением же сезона паводков Нэйцзян и Вайцзян по количеству воды меняются местами: в первой остается 40 процентов, а во второй становится 60, и орошаемый район спасается от наводнения. Продолжая течь вперед вдоль «Рыбьей губы», Нэйцзян метров через 1000 достигает Баопинкоу, что значит «Горлышко драгоценной вазы». Баопинкоу - туннель шириной около 20 м. Он пробит в горном хребте Юйлэйшань и по форме своей напоминает горлышко сосуда. В те времена, когда люди еще не знали пороха, проложить туннель в горах Юйлэшань было совсем нелегко.

Что же оставалось Ли Бину? Он начал разводить огонь, и горные породы от нагрева трескались, а это намного сократило сроки работ. Баопинкоу автоматически контролирует поступление воды в Нэйцзян. Водные ресурсы Миньцзян не тратятся зря и при первой же потребности послушно идут на орошение полей. Перед летними паводками вогнутая брешь в дамбе, насыпанной между «Рыбьей губой» и Баопинкоу, становится механизмом для сброса паводка. В то же время дамба сбрасывает также ил и песок, а поэтому ее окрестили Дамбой летучих песков, что по-китайски Фэйшаянь. Когда уровень воды в Нэйцзян превышает верхние пределы количества воды, проходящей через Баопинкоу, излишние паводковые воды вместе с илом и камнями сбрасываются через Фэйшаянь в Вайцзян, а не задерживаются в Нэйцзян и Баопинкоу. В случае же особо крупных паводков Фэйшаянь саморазрушается и тем самым направляет огромное количество воды обратно к главному течению реки Миньцзян.

Принципы сооружения всего Дуцзянъяньского комплекса просты и ясны. И тем не менее мудрость, таящаяся в этой незамысловатости, не может не покорять специалистов гидрологов спустя две с лишним тысячи лет. Материал для строительства тоже был местный. Но этот что ни на есть самый обычный материал затем обретал ценность. Так, например, из бамбука, которым сплошь покрыты склоны здешних гор, плели бамбуковые корзины, эти корзины наполняли крупной речной галькой, и они становились прекрасным строительным материалом.

Древняя история человечества знает немало выдающихся гидромелиоративных сооружений. К ним относятся, например, древневавилонский канал «Хаммурапи - изобилие», проложенный параллельно реке Евфрату, а также искуственная дренажно-оросительная система Древнего Рима. Но все эти когда-то великие сооружения давно уже разрушились, а Дуцзянъяньские дамбы, играя на протяжении двух с лишним тысяч лет свою огромную и незаменимую роль, по-прежнему полны жизненных сил и энергии. Если Дуцзянъяньские дамбы являются великим научно-техническим творением предшествующих поколений китайской нации, мудростью и трудом покоряющей природу, то горы Цинчэншань, отстоящие на 15 км к югу от Дуцзянъяня, — это обитель аборигенной китайской религии - даосизма. На протяжении 1800 с лишним лет они стимулировали развитие великого дела этой великой идеологии, входящей в сферу китайской традиционной культуры.

Седые кипарисы, изумрудные куннингамии, светлозеленые камфарные деревья наньму, ликвидамбары с нежнозеленой кроной и тысячи других деревьев облачают Цинчэншань в зеленое одеяние, укрывающее землю и заслоняющее собой цинчэншаньское небо. Каждая гора и каждое ущелье, заросшие мхом под сенью деревьев и увитые лианами, как бы заразились желанием зеленой влаги, и кажется, будто надземные ярусы лесного изумруда обещают капель. Люди, живущие здесь, не знают, что такое шум и суета. В густых зарослях, глубоких ущельях, на горных вершинах и у отвесных скал слышны лишь тихие вздохи лесного моря, звонкое журчание горных родников и беззаботное кукование кукушки. Этой своей «поднебесной тишью» Цинчэншаньские горы славятся с давних времен. И, наверное, из-за этой самой тиши они и стали колыбелью китайской даосской религии.

В 143 г. н.э. в Цинчэншань прибыл Чжан Лин. Он построил здесь себе шалаш и начал проповедовать учение Дао. Так родился религиозный даосизм. Его последователи провозгласили Чжан Лина «Небесным наставником Чжаном», а горы Цинчэншань - «родовой обителью Небесного наставника». Затем даосизм стал передаваться в горах Цинчэншань из поколения в поколение. Появилось много даосских сект и даосов-наставников. И даосизм как религия не только не вымер, но и процветает до сих пор. Вплоть до сегодняшнего дня здесь постоянно курится фимиам. В VII - X вв. даосизм под покровительством Танской династии получил широкое распространение, и Цинчэншань вступил в период наивысшего расцвета. В те времена там было свыше 70 даосских храмов, а это самая большая группа даосских строений в стране. Больше половины храмов до сих пор сохранилось в довольно хорошем состоянии. В Китае есть и другие знаменитые горы даосов. Это горы Уданшань в провинции Хубэй. Там высятся величественные даосские храмы, напоминающие скорее дворцы.

В отличие от них цинчэншаньские выглядят очень и очень скромно, но этим они как бы ближе к духу даосизма. Ибо даосизм считает своим родоначальником Лао-цзы, а самое главное в воззрениях философа - «покой и недеяние», «естественный закон Дао». Цинчэншаньские даосские храмы, расположенные большей частью в густых лесах по склонам гор и близ ущелий, то появляются перед взором, то исчезают. Стройматериал для них давала природа. Колоннами служили сосновые стволы, крыша покрывалась корой деревьев, скамейки делались из пней, а лоза шла на украшение помещений. Тем самым они как бы врастают в окружающий пейзаж. На самой высокой вершине Цинчэншаньских гор ритуальный храмовый комплекс Шанцингун, т. е. «Храма святых». Здесь поклоняются родоначальнику даосизма Лао-цзы. От деревянных конструкций Церемониального зала вместе со входом к нему, с его проходными сводами и перилами простой каменной кладки веет глубокой стариной.

В ясные летние ночи после дождя отсюда лишь видно мерцание огней в горах. Бывает, что их всего несколько, и они то появляются, то исчезают. А бывает, что их сотни и тысячи, и тогда все ущелье начинает светиться, как Млечный путь. По преданию, это фонари зажигаются волшебниками Цинчэншаньских гор в честь Небесного наставника Чжана, и поэтому их называют волшебными. И хотя сейчас люди знают, что это всего лишь воспламеняется фосфор от соприкосновения в воздухе с кислородом, но все равно фосфоресценция повышает интерес к Цинчэншаню.

В ноябре 2000 г. горы Цинчэншань и Дуцзянъяньские дамбы причислены к мировому культурному наследию.









Курс ЦБ РФ + 2% на 20/04/2024
$ = 95.31р.
= 101.57р.

Вам в помощь наши специалисты:

Отдел туризма

WhatsApp

8(903)798-07-12

Визовый отдел

8(495)728-21-24

WhatsApp

8(903)728-21-24