ТУРЫ В КИТАЙ: 8(495)798-07-12 WhatsApp: 8(903)798-07-12 ВИЗЫ В КИТАЙ: 8(495)728-21-24 WhatsApp: 8(903)728-21-24
ТУРЫ В КИТАЙ: 8(495)798-07-12 WhatsApp: 8(903)798-07-12 ВИЗЫ В КИТАЙ: 8(495)728-21-24 WhatsApp: 8(903)728-21-24









НОВОСТНАЯ ЛЕНТА

Новый туристический проект, связавший  Гонконг, Чжухай  и Макао, представили в ходе прошедшей в Гонконге Первой международной туристической конференции

В китайском зоопарке посетители могут общаться с животными в виртуальной реальности

Китайский миллионер убирает улицы в качестве хобби

WeChat — самый популярный мессенджер в Китае — скоро заменит удостоверение личности.

На основании данных 2015 года, полученных от приложения Didi Kuaidi (Китайская программа по вызову такси), был составлен рейтинг китайских городов, где наиболее трудно вызвать такси.

Несколько нестандартных направлений для путешествующих по Китаю

Транзит через Китай без визы: 72 часа для осмотра Пекина или Шанхая

Такая огромная и разная страна Китай

Сычуань - природные красоты и история одной из известнейших провинций южного Китая


    


Пещерно-храмовый комплекс Лунмэньшику

Версия для печати
Пещерно-храмовой комплекс Лунмэньшику (Ворота дракона) расположен в 13 км к югу от города Лояна в провинции Хэнань. Буддийские пещерные храмы испещряют склоны гор, смотрящих друг на друга с двух берегов реки Ишуй.

В истории Китая Лоян являлся столицей 9 династий. В 493 г. правления династии Северная Вэй (386 - 534 гг.), основанной северными племенами тобийцев (сяньбийцев) на территории современного Северного Китая, столицу перенесли в Лоян и приступили к сооружению пещерно-храмового комплекса Лунмэньшику. Ранее в окрестностях бывшей столицы Датуна по указу правителя династии Северная Вэй уже был построен Юньганский пещерно-храмовой комплекс.

Новый комплекс Лунмэньшику протянулся на 1 км с севера на юг и насчитывает 2345 пещерных храмов и монастырей и свыше 100 тыс. изображений будд. Строительство комплекса Лунмэньшику продолжалось более 150 лет. 30 процентов строительных работ было завершено при династии Северная Вэй, а 60 процентов - в период династии Тан (618 - 907 гг.). После переноса столицы из Датуна в Лоян в течение 40 лет по указу правителей Северной Вэй шло массированное сооружение комплекса. За эти годы было вырыто более 10 крупных и средних пещер, самыми грандиозными из которых считаются пещеры Гуян и Биньян.

Пещера Гуян была сооружена самой первой. В ней установлены три внушительные статуи Будды. В самом центре пещеры помещена статуя Будды высотой в 6,12 м, которую отличает от всех других скульптурных изображений Лунмэньского комплекса изящество формы и своеобразие внешности Будды. По мнению ученых, статуя, наверняка, создавалась по образу самого правителя династии Северная Вэй - императора Сяовэня. Стены пещеры украшены искусно выполненными барельефами, основанными на буддийских сюжетах о жизни Синддхарты Гаутамы с момента его рождения до достижения им нирваны и превращения в Будду. По технике исполнения эти барельефы считаются вершиной искусства ваяния периода Северная Вэй.

За пещерой Гуян последовала пещера Биньян, сооружение которой началось в 500 г. и продолжалось 24 года. Из-за дворцового переворота, произошедшего в последние годы правления династии Северная Вэй, из первоначально намеченных трех пещер удалось завершить сооружение только одной центральной. Остальные две были вырыты уже при последующих династиях. Центральная пещера, изобилующая прекрасными статуями, стала сакральным местом, где буддийские монахи постигали учение буддизма.

Главное значение пещерно-храмового комплекса Лунмэншику, построенного при династии Северная Вэй, заключается в том, что он является свидетельством завершения процесса китаизации пришедшей из Индии буддийской пещерно-храмовой культуры. Кроме того, в Лунмэньских пещерных храмах отразились изменения в скульптурной пластике, происходившие в результате слияния культуры северных тобийцев и собственно китайцев - ханьцев. Изваяние Будды Шакьямуни, установленное в верхней нише в пещере Гуян, по стилю одежды все еще напоминает скульптуры будд в Юньганских пещерах, а расположенные во втором ярусе ниш скульптуры, датируемые более поздним периодом, заметно отличаются по стилю одежды, что свидетельствует о влиянии китайского искусства. Будда в центральной пещере Биньян изображен в традиционном широком китайском халате, его легкая улыбка дает простому смертному почувствовать приветливость небожителя. Для сравнения, изображения Будды в Юньганских храмовых пещерах, как правило, отличаются строгостью внешности и массивностью фигуры, что говорит о культурном влиянии северных племен. Изменения в области скульптурной пластики явились отражением социально-политических преобразований в государстве.

Одной из главных целей императора Сяовэня в его решении перенести столицу в Лоян - столицу высокоразвитой китайской династии Хань (206 г. до н.э. - 220 г. н.э.) являлось заимствование и популяризация ханьской цивилизации, включая политическое и экономическое устройство, конфуцианство как основную религию, китайский язык и письменность и традиционную одежду ханьцев. Все эти социально-политические преобразования наложили отпечаток на Лунмэньский пещерно-храмовой комплекс. В течение 100 с лишним лет, последовавших за концом правления династии Северная В эй, сооружение Лунмэньских пещерных храмов постепенно угасало. Но в период беспрецедентного расцвета буддизма во время правления императора династии Тан Ли Чжи и его жены У Цзэтянь в 650 - 704 гг. строительство пещерных храмов Лунмэньшику вновь оживилось.

В 657 г. император Ли Чжи впервые прибыл в Лоян и объявил его восточной столицей династии Тан. Единственная императрица в истории древнего Китая У Цзэтянь прожила в Лояне 49 лет. По сути, Лоян стал политическим центром империи, и местечко Лунмэнь под Лояном вновь обрело привлекательность для членов императорского дома и придворной знати, становившихся донаторами буддийских храмов в надежде на милость и покровительство Будды.

В Лунмэньском пещерно-храмовом комплексе насчитывается 35 пещер, сооруженных при династии Тан. Наиболее известной среди них является вырытая в 675 г. пещера Фэнсянь, благодаря находящейся в ней великолепной статуе будды Вайрочаны высотой 17,14 м. Всего в нише пещеры установлено 9 десятиметровых изваяний будд, в центре ниши восседает будда Вайрочана, чье имя на санскрите означает "воплощение Центра и олицетворение Сияющего света". Это подлинный шедевр искусства ваяния. Полноватый лик будды Вайрочаны озаряет легкая улыбка, веки полузакрыты. Лик каменного будды выражает спокойствие и гармонию, отсутствие суровости и страстей. Любой, кто смотрит на статую, даже не зная ее символики, проникается ее религиозным смыслом и обретает успокоение души в милости Будды. По мнению некоторых ученых, в образе Будды Вайрочаны в совершенстве сочетаются высота морали, богатство чувств, широта души и внешнее изящество. Великолепное мастерство скульпторов

Существует мнение, что прообразом изображенного в камне будды Вайрочаны служила сама императрица У Цзэтянь. Хотя доподлинных доказательств тому нет, однако согласно историческим свидетельствам, императрица У Цзэтянь, действительно, проявляла большое внимание к созданию этой статуи. Она не только жертвовала значительные суммы на ее создание, но и лично участвовала в церемонии открытия скульптуры.

В число шедевров Лунмэньских пещерных храмов, построенных при династии Тан, входят также пещера "Ваньфо" ("Пещера десяти тысяч будд"), пещерные монастыри "Цяньсисы" ("Подземного ручья") и "Каньцзинсы" ("Чтения канона").

В пещере "Ваньфо" находится более 15 000 скульптурных изображений будд, среди которых немало миниатюр, размером всего в несколько сантиметров. Стены пещеры украшены выразительными барельефами, в которых доминируют светские мотивы - сцены праздничного пира танского императорского двора.

Пещерный монастырь "Цяньсисы" знаменит статуей Будды, считающейся одним из шедевров искусства ваяния, а пещерный монастырь "Каньцзинсы" известен своими барельефами с изображением 29 архатов.

В пещерно-храмовом комплексе Лунмэньшику есть еще много замечательных произведений. Следует особо отметить тесную взаимосвязь расцвета культуры и искусства в первые годы династии Тан с активной популяризацией буддизма в Китае императором Ли Чжи и императрицей У Цзэтянь. Среди появившихся на этом историческом фоне памятников буддийского пещерно-храмового зодчества, комплекс Лунмэньшику считается самым грандиозным и совершенным. Как вершина танского искусства Лунмэньшику играл направляющую роль при создании пещерных храмов и образцов буддийской скульптуры в других местах империи Тан. Инициаторами и донаторами создания буддийских статуй для пещерных храмов Лунмэньшику являлись члены императорского дома, представители знатного сословия, торговые общества и даже простолюдины, немало произведений искусства привезено и подарено зарубежными буддистами. С точки зрения искусства ваяния, все произведения отвечают высочайшему художественному критерию.

После образования КНР, в начале 50-х годов XX в. было принято решение установить в Пекине на площади Тяньаньмэнь Памятник народным героям. Постамент должен был украсить барельеф, изображающий главные события революционной истории современного Китая. Работая над барельефом, создатели памятника специально ездили в Лунмэньшику, чтобы глубже познать искусство выдающихся древних скульпторов. Создавая произведения скульптуры, древние мастера нередко сопровождали их краткими комментариями о том, кто, в каком году и с какой целью создал данную статую. Многие из таких надписей являются подлинными произведениями каллиграфии. Хотя Лунмэньшику является образцом буддийской культуры, в то же время, он служит косвенным отражением политики, экономики и общественной культуры своего времени.

Пещерные храмы Лунмэньшику донесли до наших дней бесценные сведения о религии, искусстве, архитектуре, каллиграфии, музыке, одежде и даже медицине тех времен, кроме того, комплекс по праву можно назвать музеем древнего искусства скульптуры.

В 2000 г. пещерно-храмовой комплекс Лунмэньшику был занесен ЮНЕСКО в Реестр объектов мирового культурного наследия.








Курс ЦБ РФ + 2% на 25/04/2024
$ = 94.36р.
= 100.89р.

Вам в помощь наши специалисты:

Отдел туризма

WhatsApp

8(903)798-07-12

Визовый отдел

8(495)728-21-24

WhatsApp

8(903)728-21-24